УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Дошкольное детство - неоценимый период развития человека. Именно в этом возрасте благодаря тесному взаимодействию семьи, образовательного учреждения и медицинских работников закладываются основы здорового образа жизни.

Успешность адаптации к новым условиям, воспитания, развития и обучения дошкольников во многом зависит от состояния их психофизического здоровья. Охрана, укрепление и сохранение здоровья ребенка являются основными задачами работы нашего коллектива. В настоящее время эти проблемы очень актуальны и связаны с состоянием здоровья современных детей.

Материалы этого раздела своего рода "скорая помощь" в разрешении многих загадочных вопросов в речевом, психическом и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Подготовка детей к детскому саду   

(материал подготовила:   заместитель заведующего по воспитательно-методической работе высшей квалификационной категории 

 -Егорова Ирина Владимировна)

Оптимальный возраст для знакомства ребенка с детским садом — от 2 до 4 лет. К этому возрасту дети приобретают необходимые навыки самообслуживания, чтобы находиться в коллективе и быть в состоянии позаботиться о себе: они уже умеют пользоваться горшком, пить из чашки, самостоятельно есть ложкой и хотя бы частично умеют одеваться и раздеваться. Конечно, ребенок может научиться этому и в детском саду, но он будет чувствовать себя не комфортно от того, что другие дети в саду уже умеют это делать.

Говоря о возрасте, следует упомянуть, что приблизительно в три года у детей наступает период кризиса 3 лет. Важно об этом помнить и возможно стоит его к этому подготовить, наблюдать за своим ребенком. В этом возрасте дети осознают свое «я» и пытаются проявить самостоятельность, независимость, не умея оценивать свои навыки и умения. Отдавать ребенка в детский садик лучше до начала кризиса или после него.

При подготовке к детскому садику, следует заранее установить правильный режим дня

Понятно, что дошкольнику нужно рано вставать, рано ложиться и спать днем даже по выходным, чтобы не отвыкнуть от детсадовского режима. Если эти перемены в режиме совпадут с началом посещения детского сада, то ничего кроме негатива и дополнительного стресса для ребенка не принесут. Поэтому родителям стоит позаботиться об установлении правильного режима дня заранее.

Поэтому стоит подготовится: не поленитесь узнать о режиме дня в детском саду, например, когда будете относить заведующей путевку в детский сад. Выясните, во сколько нужно приводить ребенка в детский сад и когда детей укладывают на дневной сон, и, опираясь на эту информацию, заранее подкорректируйте режим дня ребенка. Приучите ребенка чистить зубы и причесываться сразу после пробуждения. Если прежде у вас было заведено по-другому, то даже такое, казалось бы, незначительное изменение, введенное в первые дни пребывания в детском саду, может расстроить малыша.

Уделите внимание эмоциональному настрою ребенка перед детским садиком

Чтобы для ребенка не было шоком неожиданно очутиться в детском саду следует подготовить его: показывайте картинки из книг и журналов, на которых изображены дети в детском саду, фильмы и мультфильмы, рассказывайте о детском садике разные интересные истории, чтобы он ждал этого момента, когда он отправится туда. «Вот, когда пойдешь в садик, там будут другие детки…». Старайтесь дать положительную установку ребенку на восприятие детского сада. Рассказывайте ему о жизни в детском садике: про игрушки, прогулки, попугайчиков и рыбок, а также про режим, питание и сон. Пусть малыш видит, что другие детки его возраста тоже ходят в садик, общаются и замечательно проводят там время вместе. Чаще говорите ребенку, что вы гордитесь им: он стал таким большим, взрослым, ему скоро в садик! Подчеркивайте это в разговорах с родственниками и друзьями, чтобы малыш это слышал.

Социальная подготовка

Социальная подготовка важна для комфортного существования ребенка в коллективе. В садике ребенок не только развивается физически и интеллектуально, он также учится нормам поведения в обществе. Поэтому важно, чтобы малыш уже имел представление о нормах поведения – он должен понимать запреты, слушаться взрослых, соблюдать дисциплину и четкий распорядок дня, установленный в детском саду. Подготовить к этому ребенка совсем не сложно, достаточно составить для малыша определенный режим дня и неотступно его придерживаться. Постепенно подстраивайте свой домашний режим под режим детского сада.

Умение ребенка общаться с другими детьми, уметь делиться или меняться игрушками, не отнимать игрушки у других детей и не драться с ними. Малыш должен понимать, что нельзя обижать других детей и давать в обиду себя. Даже если малыш довольно общительный, нужно понимать, что подготовка ребенка к детскому саду требует времени, и это не месяц и не два, а, как минимум, полгода. Проводите больше времени на детских площадках, ходите в гости к знакомым с маленькими детьми. Хорошо, если в круг общения ребенка войдут дети, которые уже ходят в детский сад.

Умение общаться с воспитателями. Неподготовленный малыш, привыкший все время находиться рядом с мамой, испытает огромный стресс от необходимости находиться в непривычном месте (детском саду) с незнакомыми людьми (воспитателями) и слушаться их. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к пребыванию в детском саду, нужно расширить его круг общения, чаще ходить с ним в гости, звать гостей к себе. Важно, чтобы ребенок узнал, что кроме мамы и папы есть и другие взрослые, и научился с ними общаться. Старайтесь хотя бы иногда оставлять ребенка с малознакомыми людьми (это может быть бабушка, которая нечасто к Вам приезжает, или Ваша близкая подруга) на несколько часов, чтобы он понял, что близкие люди не всегда могут быть рядом, и ничего страшного в этом нет.

Психологическая готовность

Также важна психологическая готовность ребенка к отсутствию родителей. Одним из важнейших аспектов подготовки к детскому саду ребенка, является умение расставаться с мамой. Задача родителей – заблаговременно приучить ребенка к вашему отсутствию. Отправляясь в детский сад, ребенок должен знать, что идет туда не по прихоти мамы или бабушки, которые больше не хотят сидеть с ним дома, а по очень веской причине. Если у малыша перед глазами имеется пример работающего папы, то можно заранее объяснить ребенку, что мама тоже теперь идет на работу, чтобы заработать денежку и купить то-то и то-то, что иначе приобрести не получится. Главное, чтобы ребенок был убежден, что, посещая детский сад, он тем самым выполняет наиважнейшую миссию и оказывает родителям неоценимую помощь, что, в общем-то, недалеко от истины.

Осознание всей важности нахождения в садике значительно упростит процесс адаптации ребенка в детском саду и снизит накал эмоций во время прощания. Теперь ребенок знает, зачем он ходит в детский сад. Но ему важно обязательно знать, что мама непременно за ним вернется, не забывайте говорить ему об этом. Малыш должен понимать, что после недолгого отсутствия Вы обязательно придете за ним, а пока он может заниматься своими делами, ничуть не менее важными.

Итак, чтобы свести все переживания и стрессы к минимуму, нужно правильно подготовить малыша к детскому саду.  Помните: чем больше времени вы уделите подготовке ребенка к детскому саду, тем проще ему будет влиться в новый ритм жизни. От правильности ваших действий и слов будет зависеть, как пройдет адаптация ребенка к детскому саду.

Как помочь ребенку приспособиться к детском садику

Очень важно, чтобы в первые дни ребенка в детском саду дома всё оставалось по-прежнему. Это касается и режима дня, и правил поведения. Причем о подходящем режиме дня следует позаботиться заранее. Это является частью подготовки малыша к детскому садику.

Приводите ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители. Малышу ни к чему становиться свидетелем душещипательных сцен прощания детей с родителями. Может, ваш ребенок и не собирался плакать при расставании с вами, но, увидев, как ведут себя другие дети, заплачет обязательно. Расставайтесь с малышом правильно!

Отправьте вместе с ребенком в детский сад любимую игрушку. Знакомая вещь в непривычной обстановке помогает ему быстрее успокоиться. Этот нехитрый способ на самом деле очень действенный. Скажите, что игрушка хочет в гости в детский сад, сапожки хотят погулять по дорожкам садика, нужно отнести что-то воспитателю, вкусная котлетка ждет, подушечке грустно от того, что на ней никто не спит и т.п.

Готовьтесь в садик с вечера. Перед вечерним туалетом вместе подготовьтесь к детскому саду: какую игрушку возьмете с собой, что наденете, все сложите в пакет и поставьте в коридор.

Старайтесь избегать других стрессовых для ребенка ситуаций. Поход к врачу, прививки, гости — все это лучше отложить на потом, когда ребенок адаптируется к детскому саду.

Ни в коем случае не ругайте и не пристыжайте детей за слезы и нежелание идти в детский сад, не сравнивайте его поведение с поведением других детей, лучше всячески демонстрируйте ему свою любовь. Постарайтесь не совершить двух самых распространенных ошибок в воспитании ребенка этого периода: не пугать его садиком и не задабривать обещаниями подарков.

Часто сони охотнее всего встают под звуки веселой музыки или услышав голоса героев любимого мультика. Соням надо дать возможность поваляться, а значит будить их нужно пораньше. Хорошо, если взрослый встанет пораньше и сделает все свои необходимые дела, чтобы потом не раздражаться и не торопить ребенка по пустякам.

Помогайте малышу одеваться, не торопите его. Чаще подбадривайте: «Скоро станешь большой, как папа/мама и будешь все уметь сам, видишь ты уже умеешь сам одевать шапку, ты у меня совсем взрослый!».

Если малыш выглядит измотанным и нервным после дня, проведенного в детском саду, не спешите паниковать, это естественно для первого времени. Многие дети становятся поначалу капризными, плаксивыми — они еще не готовы к такому обилию новой информации и эмоций. Привыкнет. Не ругайте его за плохое поведение в первые дни, за незнание или нежелание выполнять правила детского коллектива. Маленькому человечку нелегко себя контролировать целый день. Не все сразу. Позвольте ребенку выплеснуть эмоции, пошуметь, пошалить и побегать вечером, вреда от такой разрядки не будет. Пройдет совсем немного времени, и ваш малыш освоится в новой обстановке, заведет себе новых друзей и по утрам будет бежать к ним с той же радостью, что и по вечерам — в ваши объятья!

Прежде чем посещение детского сада станет для ребенка привычным и радостным делом, пройдет немало времени, ведь период адаптации к садику одинаково непрост как для малыша, так и для мамы, которой тяжело доверять воспитание ребенка чужим людям. На то, чтобы освоиться в детском коллективе и свыкнуться с отсутствием мамы каждому ребенку требуется разное количество времени. Будьте терпеливы, проявляйте заботу и внимание к своему малышу, и тогда у него обязательно все получится!

 Консультация для родителей, у которых растет гиперактивный ребенок.
(Материал подготовила: педагог-психолог  Елисеева Н.В.)
Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как психическое расстройство . Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями .
 Причины и симптомы гиперактивности
 Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины – свинцовое отравление, плохое или неправильное питание. Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков . Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет 3—10%. Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом , нарушениями речи и сердечными приступами. Гиперактивность часто сочетается с дефицитом внимания.
Дефицит внимания:
 Снижено избирательное внимание, неспособность надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, небрежные ошибки; Невозможность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении;
 Впечатление, что ребёнок не слушает, когда к нему обращаются;
 Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое; Ребёнок избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения;
Частые потери нужных вещей;
Лёгкая отвлекаемость посторонним шумом;
Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.
 Гиперактивность и импульсивность:
При волнении интенсивные движения руками и ногами, ёрзания на стуле;
Частые подъёмы с места; Резкий подъём с места и быстрый бег;
 Невозможность участия в спокойном досуге;
 Ребёнок действует, как будто «заведенный»;
 Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий;
 Попытки отвечать прежде, чем был закончен вопрос;
 Неспособность ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д.;
Вмешательство в разговор или деятельность других.
Советы родителям гиперактивных детей.
1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет закрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.
8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнерам. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
12. Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.