На странице размещены советы педагогов по адаптации детей к детскому саду                      Советы по адаптации

"Вместе с мамой"

Заходя в наш детский сад – улыбнитесь!  Занесите частичку добра! 

В мир фантазий детей окунитесь! В нем так много уюта, тепла!

   Дорогие родители!
У Вас есть уникальная возможность посещать наш МДОУ в  адаптационный период ребенка, что поможет обеспечить безболезненный "отрыв" ребенка от родителей, способствовать развитию самостоятельности детей, обучить их навыкам самообслуживания, формировать навыки общения и правильного поведения. Психологи доказали, что одним из факторов успешной адаптации является умение малыша обходиться без мамы: уметь взаимодействовать со своими ровесниками и чужими взрослыми.
   Заботясь о воспитании своего ребенка, взрослые пытаются обеспечить и создать все условия для его социализации - становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих конкретной группе людей и обществу в целом.                                                          Важным шагом на пути достижения этой цели может стать участие ребенка в групповых занятиях. Наши педагоги помогут вам своими советами по вопросам воспитания детей .
За консультациями по интересующим вас вопросам можно обратиться к специалистам – музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре ,учителю- логопеду ,педагогу-психологу, медсестре. 
Главная цель совместной работы педагогов и родителей – успешная, безболезненная адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, как правило, у детей отсутствует устойчивый интерес к какому – либо определенному виду деятельности. Дети пытаются повторить за взрослыми их действия, как бы примеряя на себя разные жизненные ситуации, по - своему осваивая различные сферы общественного существования. Учитывая синкретичность интересов детей от 1 до 2 лет, исходя из потребности их всестороннего развития, на занятиях предусматривается решение комплекса задач.
Одной из важных задач воспитателей является создание условий для взаимодействия детей между собой и с педагогом. Эта задача решается на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе.
Другой важной задачей МДОУ является формирование осмысленного отношения ребенка к своему внутреннему миру и внешнему окружению. Эта задача решается с помощью специальной организации тематического содержания занятий.
Дидактические задачи, решаемые на каждом занятии, нацелены на то, чтобы способствовать:
1. Физическому развитию детей и оптимизации их двигательной активности;
2. Музыкальному развитию детей, в воспитании интереса к музыке,желание слушать, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
3. Эстетическому развитию;
4. Речевому развитию, формированию активного словаря;
5. Развитию сенсорных навыков и формированию количественных представлений;
6. Формированию навыков творческой продуктивной деятельности.
Главная направленность каждой задачи состоит в том, чтобы «способствовать».                                                                                               Работая с детьми раннего и младшего возраста, вряд ли целесообразно ставить задачи формирования каких-либо конкретных навыков, поскольку внимание в этом возрасте непроизвольно.
Важным условием успешности занятий является участие в них родителей. Совместная деятельность позволяет детям и родителям лучше понять и почувствовать друг друга, обеспечивает психологическую комфортность и постепенное привыкание ребенка к коллективу сверстников, становится залогом достижения поставленных задач, продуцирует ожидаемый результат. Участие родителей в процессе обучения позволяет выполнять задания высокой сложности. Таким образом, реализуется принцип развивающего обучения. Как отмечал Л. С. Выгодский, говоря об эффективности обучения в зоне ближайшего развития, «то, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, в ближайшем будущем он сможет это сделать самостоятельно».

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.К таким нарушениям относят:
нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание), нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства: повышение температуры тела,изменения характера стула,нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении  в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной.  Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. 

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным.

Итак, что должны знать и уметь родители:
Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.
Неформальное посещение детского сада.                                                                                                                                                                   Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.
Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).
В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.
Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые дляпрогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.
Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствииблизкого человека. В первый день кратковременное знакомствос воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком ивоспитателем в новой ситуации.
Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.
Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:
До приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
Впервые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
Приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

В зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е.  в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.

Не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход.  Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается  незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней  объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается.